Образ мира в языке поэзии Д. В. Веневитинова: категории времени и пространства | Международен филологически форум
su.forum.students@philol-forum.uni-sofia.bgСп. "Филологически форум" - хуманитарно списание за млади изследователи на Факултета по славянски филологии е вече в CEEOL!

Образ мира в языке поэзии Д. В. Веневитинова: категории времени и пространства

Posted in: Библиотека, Език – идентичност – светоглед Started by

Образ мира в языке поэзии Д. В. Веневитинова: категории времени и пространства

Марина Пегусова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский Государственный Университет»

Аннотация

В статье проанализированы категории времени и пространства, отражённые в языке поэзии талантливого, но незаслуженно забытого воронежского поэта, переводчика, прозаика Д. В. Веневитинова. Актуальность работы определяется в первую очередь тем, что философский подход к поэзии, описание картины мира в творчестве конкретного художника становится сегодня одной из важнейших задач литературоведческого и языкового исследования. Анализ заявленных категорий позволяет научно осмыслить мировоззрение поэта и масштабы мышления автора, что в итоге помогает составить представление о картине мира поэта.

Ключовие слова: Картина мира, поэзия, Д.В. Веневитнов, время, пространство, хронотоп.

Abstract

In article the categories of time and space reflected in the poetic diction talented, but the Voronezh poet unfairly forgotten, the translator, the prose writer D. V. Venevitinov are analysed. Relevance of work is defined first of all by the fact that philosophical approach to poetry, the description of a picture of the world in works of the specific artist becomes one of the most important problems of a literary and language research today. The analysis of the declared categories allows to comprehend scientifically outlook of the poet and scales of thinking of the author that as a result helps to make idea of a picture of the world of the poet.

Key wordd: Picture of the world, poetry, D. V. Venevitinov, time, space, chronotope.

Человек обладает способностью перерабатывать информацию, которую он получает из окружающей среды. В его сознании возникает картина мира, научное понимание которой в настоящее время еще не оформилось окончательно. В частности, дискутируется проблема структурной единицы, а также методов определения содержания картины мира. Дефиниции картины мира разнообразны и содержат в себе, по определению О. А. Радченко, «множество частных признаков в рамках каждой авторской концепции» (Радченко 2002:141).

Актуальность работы определяется в первую очередь тем, что философский подход к поэзии, описание картины мира в творчестве конкретного художника становится сегодня одной из важнейших задач литературоведческого и языкового исследования. Именно мировоззренческий подход, по нашему мнению, должен стать исходным в постижении как литературного процесса в целом, так и творчества отдельных писателей.
В ходе работы мы хотели бы проанализировать картину миру Д. В. Веневитинова через категории, которые выделяет И. Я. Чернухина, а именно: пространство, время, событие и состояние. А также хотелось бы добавить категорию авторского отношения, которую профессор Л. М. Кольцова считает также немаловажной. Но в этой статье хотелось бы сделать акцент на хронотопе. Важнейшим доказательством необходимости данной работы является то, что разработка путей и способов изучения заявленных категорий позволит научно осмыслить мировоззрение поэта и масштабы мышления автора.
Для изучения картины мира в творчестве Д. В. Веневитинова важно пронаблюдать, какие языковые средства используются им для речевого воплощения разных компонентов хронотопа. Прежде всего, хотелось бы остановиться на категории «пространство».

Пространственный опыт составляет основу всякого феноменологического знания — знания, порождаемого на уровне индивидуального взаимодействия человека с окружающим миром. Ю. М. Лотман писал: «Семиотика пространства имеет исключительно важное, если не доминирующее, значение в создании картины мира той или иной культуры. Природа этого явления связана с самой спецификой пространства. Неизбежным фундаментом освоения жизни культурой является создание образа мира, пространственной модели универсума» (Лотман 1996: 205).

Д. В. Веневитинов лексему пространство в своих стихотворениях не использует вовсе. Поэту свойственно философское осмысление, обращение к абстрактному смыслу этого слова. Например, пространство может иметь духовное осмысление (лексемы «сердце», «душа», являющиеся одними из ключевых слов в его поэзии).

Твоей пленительной изменой

Ты можешь в сердце поселить

Минутный огнь, раздор мгновенный…

Вот, вот что грудь мою вздымает

И тайный ропот мне внушает!

Вот чем душа моя полна,

Когда я вдоль Невы широкой

Скитаюсь мрачный, одинокой.

«К моей богине»

Д. В. Веневитинов активно использует лексемы мир, вселенная, земля (актуализированное в значении место жизни и деятельности людей; мир) также обладающие абстрактным семантическим потенциалом.

Завидней поэта удел на земли.

С младенческих лет он сдружился с природой,

И сердце камены от хлада спасли,

И ум непокорный воспитан свободой,

И луч вдохновенья зажегся в очах.

Весь мир облекает он в стройные звуки;

Стеснится ли сердце волнением муки –

Он выплачет горе в горючих стихах.

«Три участи»

Для поэта мир — это, в первую очередь, пространство, окружающее человека, мир реальный, земной, родной человеку Когда пророк свободы смелый,/Тоской измученный поэт,/Покинул мир осиротелый,/Оставя славы жаркий свет…»; «Когда б ты видел этот мир,/Где взор и вкус разочарован,/Где чувство стынет, ум окован/И где тщеславие – кумир…»).

Все эти слова имеют общую семантическую составляющую, подчеркивают широту, размах и бескрайность окружающего пространства.

Земное пространство — пространство непосредственного восприятия, включающее область реального физического и область чувственного (зрительного, слухового) опыта. В поэзии Д. В. Веневитинова он преимущественно открытое. Сюда может быть отнесено близкое к реальному географическое пространство, а также любая обжитая среда: городская, деревенская, природная.

Земное пространство в поэзии Д. В. Веневитинова репрезентируется словами, обозначающими объекты и явления физического мира: горы, лес, луг, равнины и др.; к ним примыкают слова, включающие сему «водное пространство» — река, ручей и т.д.

С помощью этих лексем поэт создает в своих текстах образ земного пространства, окружающего мира. Следует также отметить, что пространство обобщено. Мне хотелось бы показать это на примере стихотворения «Веточка»:

В бесценный час уединенья,

Когда пустынною тропой

С живым восторгом упоенья

Ты бродишь с милою мечтой

В тени дубравы молчаливой,-

Видал ли ты, как ветр игривый

Младую веточку сорвет?

Родной кустарник оставляя,

Она виется, упадая

На зеркало ручейных вод,

И, новый житель влаги чистой,

С потоком плыть принуждена.

То над струею серебристой

Спокойно носится она,

То вдруг пред взором исчезает

И кроется на дне ручья;

Плывет – всё новое встречает,

Всё незнакомые края:

Усеян нежными цветами

Здесь улыбающийся брег,

А там пустыни, вечный снег

Иль горы с грозными скалами.

Так далей веточка плывет

И путь неверный свой свершает,

Пока она не утопает

В пучине беспредельных вод.

Вот наша жизнь!- так к верной цели

Необоримою волной

Поток нас всех от колыбели

Влечет до двери гробовой.

В произведениях Д. В. Веневитинова мы без особого труда можем найти и примеры, иллюстрирующие абстрактное пространство, которое чаще всего связано с отвлеченными признаками физического пространства, а именно: удаленности, протяженности, направленности, отнесенности к суше, водной или воздушной среде. Читая стихотворения, мы оказываемся в разных местах. В стихотворении с использованием абстрактной локализации перед нами раскрывается более обширная картина.

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает:

Мы все равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

«Поэт и друг»

В поэтических текстах Д. В. Веневитинова топонимы встречаются не очень часто. Как правило, они используются для изображения конкретного географического пространства: Новгород, Италия, Петербург (частотно изображение Невы). Географические названия места действия и описание этих мест, точная пространственная адресация облегчают восприятие художественного текста, настраивают читателя на реалистическое восприятие информации. Используя топонимы, поэт осуществляет географическую конкретизацию описываемого события, приближает его к действительности.

Конкретное пространство, как пишет И. Я. Чернухина, – это продукт творчества автора, эстетически отражающий признаки реального физического пространства, которое может быть открытым или замкнутым, а может и вмещать в себя более обширное по “эффекту матрешки”. В произведениях Д. Веневитинова мы можем наблюдать оба вида. Во многих стихотворениях, как уже упоминалось выше, действия, события, описанные с применением огромного количества эпитетов, происходят на лоне природы, что является подтверждением наличия открытого конкретного пространства. Это отражено в стихотворении «Веточка», о котором уже упоминалось выше. Помимо этого примером может быть стихотворение «Любимый цвет» («На небе все цветы прекрасны./Все мило светят над землей,/Все дышат горней красотой».), в котором примером пространства являются безграничные просторы неба. Но, как уже было сказано выше, пространство бывает ограниченным, замкнутым. В стихотворениях Д. В. Веневитинова чаще всего использованы лексемы гроб, могила, гробница и др.

Взгляни! уже могучий гений

Расторгнул хладный мрак могил

Но ты во храме. Вкруг гробницы,

Где милое дитя лежит,

Поют печальные девицы

И к небу стройный плач летит…

К. И. Герке

И то, что раем ты звала,

Передо мной теперь открыто.

Приближься! вот могилы дверь!

Мне всё позволено теперь.

«Завещание»

Помимо конкретного пространства существует пространство-обобщение. Это особый тип, “продукт творчества автора, эстетически воспроизводящий пространственную деталь, которая служит отправным моментом для развития отвлеченной идеи или для воспроизведения состояния лирического или другого героя. Такая пространственная деталь никогда не имеет индивидуальных примет. Пространство-обобщение обычно воплощается при использовании форм глаголов настоящего времени”. С моей точки зрения, поэтическое наследие Д. В. Веневитинова богато наполнено примерами именно этого типа пространства. Если обратиться к его стихотворениям и присмотреться к тому, в каком времени он употребляет глаголы, то есть в настоящем, прошедшем или будущем, то, проанализировав хотя бы несколько строк, становится ясно, что поэт живет и творит в настоящем, практически не оглядываясь назад в прошлое, но порой обращаясь в беспросветное и безрадостное, с его точки зрения, будущее (как, например, в стихотворениях “Моему перстню”, “Завещание” и т. д).

Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что основными признаками земного пространства в лирике поэта являются бескрайность, отдаленность и неизведанность. Земное пространство оказывается доминирующим в поэзии Д. В. Веневитинова. Если время отмечено предметно, видимо, то пространство выступает не таким организованным. Пересекаются различные топонимы, но чаще всего встречаем очень абстрактные места – улицы, переулки, леса, реки. Пространство преимущественно маркировано элементами природы. Природа выступает не пассивной, она заполняет те локусы, где должна царить цивилизация – улицы, дома, телефоны. Наполненность пространства явлениями природы, их активность дает нам основание говорить, что лирическому герою импонирует гармония с природой, он, как язычник, верит в то, что вещи вокруг живые.

В пространственном измерении поэзии Веневитинова стоит отметить наличие движения. Как правило, это движение снизу вверх. Часто встречается эпитет “высокий”.

Категория времени в поэзии имеет свою специфику. Время в лирике особенно субъективно. Как правило, в поэтических произведениях оно передано как личное. Чаще всего время в лирике не развернуто в подробную картину, кроме случаев, когда время выступает как тема (например, в поэтических размышлениях о скоротечности времени, смысле жизни, тщете бытия и т. д., которые тоже присутствуют в поэзии Д. В. Веневитинова). Эти настроения и восприятие времени как рока, приближения смерти как неизбежности и радостного ее восприятия, отражены во многих стихотворениях. Например, в таких, как: «Веточка», «Жертвоприношение», «Жизнь» и многих других.

Важнейшими составляющими этой категории в лирике Д. В. Веневитинова являются понятия вечности, покоя, смерти и памяти.

Автору свойственны неожиданные образы времени – «Когда же я в час смерти буду…», «В бесценный час уединенья», «Вот час последнего страданья», «В часы холодного сомненья» и т.д. – примеры абстрактного времени у Д. В. Веневитинова. Хотелось бы обратить внимание на то, что не случайно примеры подобраны именно с длительностью в час. Нельзя не отметить, что именно это количество времени повторяется в его стихотворениях наиболее часто. При этом то окружение, которое он ставит подле слова «час» далеко не радужны, не оптимистичны. На мой взгляд, это еще раз подчеркивает ограниченность, скоротечность, быстроту жизненного пути. Ощущение покоя, появляющееся при прочтении этих строк и пронизывающее до дрожи, воспринимается здесь как завершение умиротворения. Смерть отверзает во временном вечное, в исходе земного бытия – бессмертие. Однако хотелось бы отделить часы «уединенья», о которых идет речь в нескольких стихотворениях, от последних часов жизни поэта, о которых Д. Веневитинов так много думает и рассуждает. Ведь первые наполнены умиротворением, спокойствием. В них чувствуется гармония лирического героя с природой.

В вечерний час уединенья,

Когда, свободный от трудов,

Ты сердцем жаждешь вдохновенья,

Гармоньи сладостной стихов,

Читай, мечтай – пусть пред тобою

Завеса времени падет,

И ясной длинной чередою

Промчится ряд минувших лет!

Последние часы жизни поэта являются одним из ведущих мотивов в поэзии Д. В. Веневитинова. И если практически у каждого человека мысли о смерти вызывают страх, то в его стихотворениях мы не чувствуем боязни, жажды жизни, связанной с этой боязнью умереть, нежелания умирать. Д. В. Веневитинов пишет о смерти спокойно. Появляется ощущение, что он предчувствует свою преждевременную кончину и поэтому хочет успеть сказать напутственные слова. Особенно ярко это отражено в стихотворениях «Завещание» и «К моему перстню».

Когда же я в час смерти буду

Прощаться с тем, что здесь люблю,

Тебя в прощанье не забуду:

Тогда я друга умолю,

Чтоб он с руки моей холодной

Тебя, мой перстень, не снимал,

Чтоб нас и гроб не разлучал.

И просьба будет не бесплодна:

Он подтвердит обет мне свой

Словами клятвы роковой.

В стихотворениях всего дважды встречается указание на вечность. Его «нелюбовь» к этому слову, вероятно, еще раз подтверждает то, что поэт жил одним днем и думал больше о смерти, чем о вечной жизни.

Ты почивала – но во сне,

Душой разгадывая вечность

«Любимый цвет»

Таким образом, время — тот многоликий образ, через который поэт выразил своё “переживание жизни”, разных сторон бытия, напряжённое стремление проникнуть в смысл событий. Он размышлял о скоротечности времени и его бесконечной протяжённости, о кратковременности существования человека на земле и его невозвратимости, о бурях и потрясениях в природе и человеческой душе. Д. В. Веневитинов показывает и игру жизненных сил, их противоборство как вечный закон жизни. Вводя образы времени, поэт глубоко чувствует трагичность жизни. Этот мотив разрастается, охватывая природу и человеческую жизнь, историю, прошлое и настоящее.

Използвана литература

Пятковский 1862: Веневитинов Д. В., Полное собрание сочинений. Санкт-Петербург: Типография О. И. Бакста, 1862.

Чернухина 1990: Чернухина, Основы контрастивной поэтики. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.

Чернухина 1993: Чернухина, Поэтическое речевое мышление. Воронеж: Петровский сквер, 1993.