Особенности коммуникации в современном информационном обществе | Международен филологически форум
philol.forum@uni-sofia.bgСп. "Филологически форум" - хуманитарно списание за млади изследователи на Факултета по славянски филологии е вече в Scholar One!

Особенности коммуникации в современном информационном обществе

Posted in: Библиотека, Литература, медии, комуникации Started by

Особенности коммуникации в современном информационном обществе

Татьяна Коноваленко, Екатерина Осадчая

Мелитопольский государственный педагогический університет имени Богдана Хмельницкого

 

Аннотация: В статье рассмотрены понятие и особенности коммуникации в современном информационном обществе. Выделены и описаны такие ее особенности, как использование иероглифов, эмотиконов и инфографики в сообщениях, виртуализация и цифровизация коммуникации, изменение интенсивности и частоты коммуникаций, использование средств коммуникации для ведения информационных войн.

Ключевые слова: коммуникация, цифровизация, виртуализация, символьная коммуникация

Abstract: The article discusses the concept and features of communication in the modern information society. Its features such as the use of hieroglyphs, emoticons and information graphics in messages, virtualization and digitalization of communication, changes in the intensity and frequency of communications, the use of communication tools for waging information wars are highlighted and described.

Keywords: communication, digitalization, virtualization, symbolic communication

Проявившиеся в конце прошлого века особенности мирового общества получили осмысление и оформились в концепцию информационного общества такими авторами как Т. Умесао, Ф. Махлупа, М. Порат, Э. Тоффлер, М. Кастелс и др. Сегодня благодаря стремительному увеличению возможностей телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда существования и жизнедеятельности людей, формируется общество, которое направлено в эпоху информатизации (Осадчий 2010). В такой среде меняются разные ее составляющие, в том числе и процессы коммуникации. Некоторые ученые обращают внимание на то, как специфика Интернета негативным образом отражается на языке – ухудшается культура речи, теряются стандарты, упрощаются и унифицируются средства коммуникации. Актуальным становится изучение особенностей коммуникации в современном информационном обществе, чтобы понять тенденции развития языка и возникшие в связи с этим проблемы и возможности их решения, если это необходимо.

Понятие коммуникации изучается многими гуманитарными науками и поэтому понимается по-разному. Почепцов Г.Г. рассматривает коммуникацию как процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы (Почепцов 2001: 15). Каган М. С. считает коммуникацию чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений (Каган 1988: 145). А филология, как утверждает Чувакин А.А., остается в стороне от этих процессов, хотя в «проблемном поле многих научных дисциплин, изучающих коммуникацию, едва ли не ведущее место занимают категории современной филологии (устная / письменная коммуникация, монолог / диалог, словесная / несловесная коммуникация, жанры и др.)» (Чувакин 2009: 103). Коммуникация в современной лингвистике определяется как передача информации от индивида к индивиду, осуществляемая посредством языка и других знаковых систем (Хан, Дорджиева, Лиджиева, Олядыкова 2016: 290). Для филологии, как считает Чувакин А.А., коммуникация уже не передача информации от субъекта к объекту, а, по крайней мере, взаимодействие субъектов, направленное на достижение согласия или на поиск путей достижения согласия (Чувакин 2009: 105). Пока не решены споры о точном осмыслении понятия коммуникации в филологии и лингвистике, форма, значение, роль и характер коммуникации в информационном обществе изменяются.

Как акцентирует внимание Кастельс М., в таких условиях, в новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации (Кастельс 2000: 39). Мы стали очевидцами того, как иероглифы снова используются даже в тех языках, которым они не свойственны. Все чаще современные люди широко используют возможности глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет для коммуникации. Сегодня такое сообщение в Интернет-чате: «Я иду H», никого не удивит и каждому человеку будет понятно, что в текстовом варианте оно будет выглядеть так: «Я иду домой». Изменятся и культура речи в процессе символьного общения. Например, пользователи Интернет часто используют в общении различные графические комплексы, например повторное написание букв (даааа), большие буквы или много восклицательных знаков (НЕТ!!!!!) и т. д., для выражения или подчеркивания своих эмоций. Кроме того, участники Интернет-коммуникации отмечают снижение внимания к вежливому общению, сетуя на то, что шутки и замечания относятся к разряду «ниже пояса», обращают внимание на частую грубость и невежливость участников виртуальных дискуссий.

Интернет сегодня является новым каналом связи, где общение происходит при помощи цифровых технологий и электронных сигналов виртуально. Поэтому эмоции, которые присущи непосредственной коммуникации людей, выражаются другими средствами – эмотиконами (смайликами, эмодзи, стикерами). Эти символы стали не только универсальной системой передачи эмоций, но и межнациональной, а также паралингвистическим инструментом письменной коммуникации, так как «кинесические средства, выражающие эмоции, понимаются одинаково представителями разных культур, так как являются частью биологического наследия» (Авдеева 2015: 14). Эмотиконы стали настолько популярны, что влияют не только на Интернет-коммуникацию. Российское издательство «Эксмо» выпускает серию «Шекспир в смайликах», в которой тексты пьес легендарного английского классика У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет» дополнены эмодзи.

Еще одним специфическим для современной Интернет-коммуникации явлением являются так называемые Интернет-мемы. Они представляют собой разновидность прецедентных феноменов, единицу информации, передаваемую посредством Интернет-коммуникации. Основное свойство мема – способность к репликации. Спонтанному бесконтрольному распространению среди Интернет-пользователей подвержена не всякая информация, а только та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает какие-либо ассоциации. Как отмечает Щурина Ю. В., «эффективность коммуникации в этом случае прямо зависит от умения интернет-пользователя осуществить экспликацию скрытых культурных коннотаций мема, восстановить те ассоциативные связи, которыми обеспечен комический эффект» (Щурина 2012: 162-163).

Современным средством коммуникации ученые и публицисты (Смикиклас М., Швед О.В., Бокарева Ю.С., Романовская В.Е.) называют также инфографику, которая благодаря наглядности, интуитивности, структурированности, юмору, красоте и новизне стала эффективным способом визуальной коммуникации. Визуализация информации, которая используется в инфографике, выступает одним из инструментов, позволяющих обеспечить четкость и системность в восприятии информации, а также быстрое и правильное ее декодирование. При этом главное преимущество заключается в возможности оперировать с информацией большой плотности, органично используя вербальное и образное мышление. Визуальная коммуникация объединяет речь, опредмеченную при помощи символов, графические элементы, цветовые решения (Швед 2013: 189). Так как люди более склонны к восприятию визуальной информации, коммуникативные каналы инфографики достаточно эффективны.

Таким образом, претерпели изменения способы и средства коммуникации, но также изменились и ее характеристики в условиях современного информационного общества. Она приобрела особенности виртуальной коммуникации, которой присущи такие характеристики: опосредованность, дистантность; интерактивность; глобальный межкультурный характер; анонимность участников (в большинстве случаев); широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности; отсутствие статусной иерархии, неопределенность и неразвитость социальных норм (в том числе – правовых и нравственных); маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов (Бергельсон 2002: 6).

Возникла новая культура коммуникации через такие аппаратные средства, как персональные компьютеры, планшетные компьютеры, смартфоны, умные часы, очки и прочее, которая получила название цифровой (сетевой, дигитальной) коммуникации. По мнению Кристала Д., сегодня язык Интернета (Netspeak), являясь по сути письменной речью, приобретает черты, характерные для устной речи, так как основной особенностью Интернета является его реальная или потенциальная интерактивность.

Тоффлер Э., Муравьев В. Н., Назарчук А. В. и др. отмечают изменение интенсивности и частоты коммуникаций. Люди сегодня живут в условиях, в которых длительность коммуникаций сокращается, пропускная способность общения ускорена, а идеи, информация, данные распространяются намного быстрее, и этот процесс все дальше интенсифицируется. Что поразительнее всего, коммуникация станет прерогативой не только человека. Символьная и цифровая коммуникация обеспечит мощные средства коммуникации между машинами и для общения людей с окружающей их интеллектуальной средой (Тоффлер 1999).

Конец двадцатого века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства и в военной области. Речь идет, как отмечает Почепцов Г.Г., о феномене информационных войн (операций), когда приоритеты коммуникативного канала начинают диктовать условия политикам и людям, принимающим решения. Таким образом, особенности канала коммуникации и особенности восприятия информации человеком диктуют приоритеты, под которые начинает подстраиваться политика (Почепцов 2001: 24-28). Не только в политике используются новые цифровые каналы коммуникации для влияния. В маркетинге, рекламе, массовой коммуникации слово, которое всегда было весомым и важным в жизни человека, становится еще более влиятельным средством формирования общественного мнения. В связи с быстротой распространения сообщения в современном информационном обществе с помощью цифровых технологий и Интернет влияние коммуникации стало огромным и всеобъемлющим. Расширение и унификация коммуникационных каналов позволяет охватить ею людей с разными типами восприятия информации, разных стран и национальностей, то есть коммуникация стала глобальным явлением.

Основываясь на анализе литературных источников можно сделать вывод, что форма, значение, роль и характер коммуникации в информационном обществе изменяются. Таким образом, можно выделить такие особенности цифровой коммуникации: на межличностном уровне – использование иероглифов для упрощения коммуникации, использование эмотиконовв сообщении для передачи эмоций; использование инфорграфики для эффективной передачи и восприятия большого количества данных и информации; на межгосударственном уровне – виртуализация и цифровизация коммуникации; изменение интенсивности и частоты коммуникаций; использование средств коммуникации для ведения информационных войн; глобальный характер коммуникации.

Библиография

Авдеева 2015: Авдеева, Е.Л. Способы выражения эмоциональных состояний в межличностном общении и Интернет-коммуникации. – Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 1 (43), часть 2/2015, 13-15.

Бергельсон 2002: Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. – Вестник МГУ, сер. 19, № 1/2002, 55-67.

Каган 1988: Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. Москва: Политиздат, 1988.

Кастельс 2000: Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000.

Осадчий 2010: Осадчий, В.В. Теорія і практика створення віртуального представництва педагогічного університету. – Науковий вісник Донбасу, 2, 2010. [переглянуто 24.10.2018]. <http://nvd.luguniv.edu.ua/archiv/NN9/10ovvupt.pdf>.

Почепцов 2001: Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации. Москва: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2001.

Тоффлер 1999: Тоффлер, Э.. Третья волна. Москва: ООО Фирма «Издатетьство ACT», 1999.

Хан, Дорджиева, Лиджиева, Олядыкова 2016: Хан, Д.В., Дорджиева, Б.В., Лиджиева, О.С., Олядыкова Б.Б. Коммуникация в современной лингвистике. – Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39)/2016, 288-294.

Чувакин 2009: Чувакин, А.А. Коммуникация как объект исследования современной филологии. – В: Университетская филология образованию: регулятивная природа коммуникации, Часть 1, 2. Ред. А.А. Чувакин, С.Г. Щеглов. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2009.

Швед 2013: Швед О.В. Инфографика как средство визуальной коммуникации. – Science and Education a New Dimension: Philology, I (3), Issue: 13, 2013, 189-193.

Щурина 2012: Щурина, Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. – Научный диалог, 3/2012, 161-173.